Как будем двигаться в сторону более цивилизованного рынка лекарственных средств? (Из опыта общественных слушаний).

21 июля 2020 года я участвовал в общественных слушаниях, посвящённых принятому 14.07.2020 г. Верховной Радой за основу законопроекту № 3615-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» относительно осуществления электронной розничной торговли лекарственными средствами и другие законы» (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=69069; https://www.rada.gov.ua/news/Novyny/195813.html). Они были организованы Всеукраинской общественной организацией «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» (АПАУ) (http://apau.org.ua/) совместно с Общественной организацией Институт общественного здоровья «UAHEALTHY» и проходили в КВЦ «Парковый» (http://apau.org.ua/2020/07/21/%d0%b4%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d1%8f%d1%82%d0%b8-%d0%bb%d1%96%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%81%d1%8c%d0%ba%d1%96-%d0%b7%d0%b0%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%b8-%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%b0/; https://www.unian.net/common/obsuzhdenie-zakonoproekta-o-distancionnoy-torgovle-lekarstvennymi-sredstvami-11081957.html).

Как я понимаю, главными из вынесенных на обсуждение проблем, которые предстоит законодательно урегулировать и решить на практике, являются: 1) как обеспечить аутентичность приобретаемых потребителями лекарственных средств и поставить заслон на пути хлынувшего в Украину потока фальсифицированных и нелицензированных медикаментов и других медицинских средств; 2) как не допустить продажи и доставки потребителям лекарственных средств с просроченным сроком годности и/или испорченных в процессе транспортировки и доставки (в частности, в связи с несоблюдением температурного режима хранения).

Мне, как политологу-теоретику, на обсуждении было приятно осознавать, что подобные слушания могут рассматриваться почти как образцовые – на них присутствовали представители основных заинтересованных сторон (субъектов соответствующей сферы общественных отношений, «стейкхолдеров», как становится популярным выражаться). В открытом обсуждении вопросов развития рынка и регуляторных механизмов обеспечения безопасности пациентов при осуществлении электронной розничной торговли лекарственными средствами в Украине активное участие приняли представители высшей законодательной власти, государственных регуляторных служб, общественных организаций, владельцы аптечных сетей, аналитики.

Мы уже привыкли к тому, что в лоббистской деятельности (а обсуждения законопроектов чаще всего организуются именно специалистами по лоббированию) нередко просматриваются чьи-то корыстные или, по крайней мере, узкогрупповые, секторальные интересы. Пытался применить эту «призму» (подозрение в пристрастности, заангажированности) и я, задаваясь вопросом: кого защищают организаторы и выступающие, кого, возможно, стремятся оттеснить от существующих или будущих финансовых и товарных потоков, как государственные структуры рассчитывают сохранить свои привилегии в процессе регулирования? Поговорил я с директором Аптечной профессиональной ассоциации Украины профессором Владимиром Руденко, с Романом Исаенко – главой Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками, послушал выступления народных депутатов, представителей реального гражданского общества, занятых в сфере фармацевтики, экспертов. И вывод мой (по крайней мере, на этом этапе) таков: участники обсуждения искренне хотят добиваться создания справедливого рынка лекарственных средств в Украине, в условиях которого обеспечиваются законные интересы:

- рядовых граждан – пациентов, которым необходимы качественные, надёжные лекарства;

- добросовестных собственников и работников аптечных сетей, включая малый аптечный бизнес, для которых нечистоплотные, безответственные продавцы, импортёры и поставщики псевдолекарств (условного «фуфломицина») также создают существенные проблемы (а не только непосредственным потребителям);

- производителей лицензированных государством лекарственных средств;

- легальных оптовых поставщиков фармакологической продукции;

- собственников и операторов законных интернет-сайтов и колл-центров, занимающихся продажей лекарств, а также курьерских компаний;

- государственных регуляторных органов и т.п.

Уже проделана серьёзная работа по анализу ситуации (см., например: http://apau.org.ua/2020/06/15/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%96%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%96%D0%B2%D0%BB%D1%8F-%D0%BB%D1%96%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D0%B7%D0%B0/; https://lenta.ua/farmatsevticheskaya-otrasl-prevrashchaetsya-v-prodavtsov-poddelok-56268/) и по внесению содержательных поправок в законопроект к предстоящему (уже в сентябре – октябре 2020 г.) его второму чтению.

А в перспективе, после принятия соответствующего качественного закона, необходимы будут скоординированные усилия государства, общественности и профессионального фармакологического сообщества для реализации задач по:

- кибербезопасности – обеспечению надёжности функционирования лицензированных сайтов, специализирующихся на продаже и доставке лекарственных средств, а также быстрому реагирования на появление и деятельность сомнительных и даже преступных сайтов, продающих фальсификат и контрабандные фармацевтические товары;

- развитию профессиональной лицензированной службы доставки лекарственных средств аптечными сетями и исключения из числа разрешённых курьерских служб нелицензированных компаний и групп.

И, конечно же, нужна дальнейшая творческая работа по совершенствованию механизмов общественных слушаний важных законопроектов и программ развития сферы здравоохранения.

 

Валентин Якушик

 

Источник: https://www.facebook.com/1044807957/posts/10221328657539661/

 

 

Автор