Международный аэропорт "Борисполь"

28.11.2019. Борисполь. Присутствовавшие на выездном заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры с интересом ознакомились с презентацией государственного предприятия «Международный аэропорт "Борисполь"» «Сеть полётов из/в аэропорт "Борисполь"» – с докладом Генерального директора аэропорта Павла Рябикина и с концептуальным докладом Председателя Наблюдательного совета МАУ Аарона Майберга «Хаб – авиационный продукт». На этой основе состоялось обсуждение острых актуальных проблем, стоящих перед отечественной отраслью пассажирских авиаперевозок.
Необходима реальная государственная программа развития авиационной отрасли, включающая в себя, в частности, совершенствование имеющейся системы аэропортов страны и приоритетное развитие аэропорта «Борисполь» как современного международного хаба.
Хаб – это форма развития авиационной отрасли экономики, благодаря которой государство содействует комплексному развитию многих отраслей хозяйства: создаются новые предприятия, возникает больше рабочих мест, в бюджет страны поступает больше налогов.
Государства, обладающие способностью к стратегическому мышлению, заботятся о создании и развитии своих авиационных хабов. Особо показательными для Украины в этом отношении являются Турция, Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Нидерланды.
Хаб – это не только и не столько форма соорганизации участников авиарынка, а одна из современных форм организации трёхстороннего стратегического сотрудничества: государство – бизнес (предприниматели и трудовые коллективы) – потребители.
В Украине же государств, как правило, до сих пор оставляет в неконкурентные условиях собственных субъектов, которые создавали хаб, и хаб развивается не благодаря, а вопреки действиям государства.

Необходимо мудрое, ориентированное на кумулятивный эффект совершенствование системы налогов и сборов, применительно к участникам авиарынка. Так, например, у Международного аэропорта «Борисполь» государство забирает практически всю прибыль в форме дивидендов (90%!!!), не оставляя тем самым средств на развитие.

Целесообразно ввести систему поддержки национального авиаперевозчика посредством снятия (по западноевропейским стандартам) или хотя бы существенного снижения акциза на авиационное топливо, а также компенсацию со стороны государства национальному авиаперевозчику за вынужденный облёт территорий некоторых регионов и стран (до момента урегулирования соответствующих международных конфликтов).

На выездном заседании комитета Верховной Рады обсуждение этих вопросов вызвало оживлённую дискуссию, но ответа на ставившийся вопрос об отмене или сокращении акциза за авиатопливо так и не прозвучало.

Есть и такой, казалось бы, частный, но принципиальный и важный вопрос: настало время оптимизировать взаимоотношения между Фондом госимущества и аэропортом в вопросах аренды площадей на территории аэропорта.

Ключевым для развития этой авиационной отрасли экономики Украины является наличие базового национального авиаперевозчика – стабильного, динамичного, финансово здорового, с разветвлённой сетью международных и внутригосударственных маршрутов.

Не должно быть ситуации, когда государство «доит» свои бизнесы, но требует снижать цены на билеты. Сейчас именно в руках народных депутатов находится реальное, а не эфемерное снижение стоимости. Начать можно с малого – услышать рынок, потребности экономики, а не только самих себя.

Авиаперевозки в течение длительного времени были наиболее динамично развивавшейся отраслью экономики Украины, но кризисные явления, обострившиеся в 2019 году, делающие финансово невыгодными авиаперевозки на многих маршрутах, настоятельно требуют принятия неотложных мер по нормализации ситуации, что должно стать составной частью разработки и реализации общегосударственной стратегии развития авиационной отрасли Украины.

На выездном заседании комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры выступили многие народные депутаты. Большинство из них, как мне представляется, лишь пытаются войти в курс дела, у них нет ещё необходимого опыта и знаний. По существу, толково высказывались глава комитета Юрий Кисель и уже многоопытный народный депутат Виктор Бондарь. В государстве необходимо воссоздание и активное включение механизмов «институциональной памяти» – чтобы можно было и опираться на прежний опыт, и не терять ныне обсуждаемые смыслы, чтобы «не заговаривать» важные проблемы («обсудили – и забыли» или «отложили в долгий ящик»), а разрабатывать конкретные программы их решения и динамично воплощать эти программы в жизнь.

 

2

 

3444tr

 

Автор : Valentin Yakushik