Транш МВФ: получит ли его в этом году Украина? Нужен ли он?

Транш МВФ: получит ли его в этом году Украина? Нужен ли он?

Готова ли наша власть продолжать идти на условия международных кредиторов? Какие из них могут быть смягчены или пересмотрены (и могут ли)?

Валентин Якушик, доктор политических наук, профессор:

Содержание ответов на эти политически и экономически важные вопросы зависит не только от сферы и глубины компетенции интервьюируемого, но и от концептуального подхода. На что обращать внимание: на нюансы и аспекты заранее заданной для страны стратегии развития (а возможно просто деградации) и тактику сохранения основ нынешней системы управления и выживания в довольно некомфортных для большинства наших сограждан условиях, или же рассматривать более объёмную картину, предполагающую видение широкого спектра возможных альтернатив дальнейшей эволюции Украины и её места в геополитическом и геоэкономическом пространстве?

К слову, меня в данный момент мало интересует анализ нюансов в рамках господствующих подходов, навязанных Украине стратегий и тактики.

Прежде всего важно определиться со спецификой нынешней Украины как страны и государства. Фактически у неё статус “failed society” («провального по своим базовым показателям общества») при пока ещё совсем не “failed state” (отнюдь не «несостоятельного государства»). По общедоступной международной статистике Украина для своих граждан – это беднейшая страна в Европе, довольно неуютная для дальнейшей хозяйственной деятельности и даже просто для проживания. Существующий же в Украине тип государства довольно живуч (способен к приспособлению и метаморфозам) и эффективен в осуществлении своих ключевых функций – выкачивания из общества и его окружающей среды всех ресурсов (финансовых, природных, людских, геополитических) и их перераспределения в интересах контролирующего «внешнего контура», международных центров силы и приспосабливающихся к этим силам местных олигархических структур и служащих всем этим силам различных слоёв административного и идеологического аппарата.

Система духовного и интеллектуального управления в стране полностью подчинена внешней концептуальной власти. Нет собственного понимания своего нынешнего реального места в мире и возможных ориентирующихся на реальные потребности общества и природного биоценоза стратегий и тактик развития.

В частности, чем украинский «печатный станок» центробанка (Национального банка) отличается от американского, от единого европейского или китайского? Почему там могут «напечатать», «взять из воздуха» триллионы своих денежных единиц и направить на собственные общесоциальные программы, а Украина должна клянчить у внешних центров монетарной власти какие-то крохи для поддержания в своей стране угасающих процессов хозяйственной жизни?

Нынешние транши и особенности их условий имеют определённое значение в давно уже длящейся азартной карточной игре, ведущейся международными спекулянтами и их местными слугами. В неё оказываются вовлечёнными и слабо подготовленные отечественные молодые политики и случайные (по профессиональным меркам) администраторы и нормотворцы. Роль этой игры имеет чисто тактический характер. Причём к ней в скором времени добавится и такой сюжет: удастся ли каким-либо образом и лондонский суд (в деле о трёх миллиардах долларов) направить по пути стокгольмского арбитража или же в данном случае высокий суд сможет лишь откладывать и откладывать вынесение окончательного решения.

В ближайшее время всем нам придётся столкнуться с иной «игрой», предпосылки для которой уже давно созрели и даже перезрели. Важно понять каким будет тип этой игры. Будет ли это серия хорошо продуманных шахматных партий или же бокс и даже бои без правил?

Автор